Группа «Мельница» существует более трех лет и за это время переиграла практически во всех московских музыкальных клубах, хозяева которых привечают у себя акустическую музыку (и не только в них).
«Мельница» для российской музыкальной сцены – проект уникальный. И даже не «по-своему» (как порой пишут, когда сказать нечего, а надо) – а уникальный просто, безо всяких приставок. Некоторые горячие головы склонны утверждать, что вообще в Европе такого больше нет. «Такого» – это сочетания элементов, каждый из которых в отдельности, может быть, и не оригинален, но которые не найдешь все вместе в рамках одного музыкального проекта.
Оригинален уже состав группы. «Мельница» исполняет живую во всех смыслах музыку (энергичную, не фанерную), при этом в полной акустике: скрипка, флейта, виолончель, две акустические гитары, перкуссия и, конечно, вокал. Вместе с тем, подобный состав вовсе не делает группу камерной или чересчур академичной. Рок-н-ролльный драйв присущ песням «Мельницы» ничуть не менее, чем многим по-настоящему роковым составам.
Определить стиль «Мельницы» не так уж просто. По-видимому, вдохновение участники группы черпают почти во всех музыкальных направлениях (разве что кроме электронно-индустриальных течений). Тут есть во множестве элементы фолка (кельтского, скандинавского, русского и даже испанского) и менестрельских баллад, мрачноватость готики, отголоски классики (сказывается образование музыкантов) и энергетика рока (в некоторые песни так и просится гитара потяжелее)... При этом «Мельница» напрочь лишена какой-то излишней концептуальности, сложности в восприятии, расчета на изрядно подготовленного слушателя, что почему-то свойственно почти всем коллективам, работающим в сложносмешанных, эклектичных направлениях, так или иначе связанных с традициями.
«Мельница» – группа популярная, играющая для всех, кому нравится музыка вообще, то есть настоящая поп-группа в самом хорошем смысле этого слова. В результате «за своих» группу принимают любители фолка всех мастей и фаны готики, металлисты и поклонники русского рока...
О чем же можно петь под такую музыку? Разброс большой – от мистики до чего-то милого и близкого (вроде сказок братьев Гримм). Песни «Мельницы» о любви, о красоте, о жизни и смерти, но в таком «сказочно-волшебном» варианте. Кто-то и правда назовет их сказками, кто-то скажет «фэнтези», а кто-то расслышит, что это все на самом деле о нашей вполне реальной, земной жизни. Поэтому группу любят старушки-гардеробщицы и семнадцатилетние панки, романтические девицы и суровые офицеры российской армии, бедные студенты и богатые коммерсанты... Такое вавилонское смешение публики можно видеть на всех концертах «Мельницы».
Большая часть песен «Мельницы» созданы на стихи и музыку Натальи Николаевой, известной под псевдонимом «Хелависа» (“Hellawes”). Наталья закончила филологический факультет МГУ, владеет чуть ли не половиной западноевропейских языков, включая древние и мертвые. Это не могло не сказаться и на творчестве: ведь такие языки, как древнеисландский, готский или древнеирландский, известны только по сохранившимся в рукописях легендам, сказаниям, мифам. С другой стороны, песни и стихи Хелависы – не реконструкция, они вполне современны.
«Мельница» исполняет также песни на стихи Гумилева, Цветаевой, Йейтса, Бёрнса...
Присоединившиеся к Хелависе музыканты – в основном выпускники Гнесинской академии и Консерватории. Отсюда, наверное, и акцент на акустическое звучание. Хотя не только отсюда... Что может быть настоящим музыкальным сопровождением к сказке, легенде? Первое, что приходит в голову – гусли, флейта, лютня, то есть акустические инструменты, существующие с древних времен.
Отсюда и название.
Какие ассоциации рождает у образованного человека слово «мельница»? Помимо старинных кофемолок, мы представляем замечательно красивое сооружение с вращающимися лопастями; великана, с которым сражался дон Кихот; обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо в «Калевале»; наконец, солярный символ во вращении крыльев... Таким образом, название «Мельница» явилось прямым следствием оформления «идеологической программы» группы: «Мельница» – это нечто плоть от плоти земли, глубоко укорененное в традиции, но вместе с тем отличающееся некоторой нереальностью.
Прошка Хомочкина
Это Хелависа (Наталья Николаева)